Вторник, 14.05.2024, 03:30
ЛЮБИТЕЛИ ЖИВОТНЫХ В АЛМАТЫ
Главная форум Регистрация Вход Приветствую Вас Гость RSS
Регистрируясь на форуме посетите раздел - О форуме - Правила. Добро пожаловать. [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Модератор форума: модератор, Терралинк, LESHIY  
Главная форума » ЖИВОТНЫЕ » СОБАКИ » ТАЗЫ (Казахская древняя борзая)
ТАЗЫ
монголка Дата: Воскресенье, 08.06.2008, 07:59 | Сообщение # 1
завис
Группа: Проверенные
Сообщений: 337
Статус: Offline
БОРЗЫЕ ТАЗЫ В КАЗАХСТАНЕ И НЕ ТОЛЬКО
(страницы из книги)

К.Н.ПЛАХОВ*, А.С.ШЕЛЕСТОВА**
*Институт зоологии МОН РК, Председатель Клуба Кровного
Охотничьего Собаководства, эксперт-кинолог Республиканской категории
**Военный институт КНБ РК, эксперт-кинолог первой категории.

«Величие нации и ее моральный прогресс можно хорошо оценить по тому, как она относится к своим животным». Махатма Ганди.

Часть 1: История породы тазы – путь длиною века.

Борзые-тазы - одна из древнейших пород собак, относимая к борзым восточной группы, как нельзя более приспособленная к кочевому укладу жизни народов Азии. Тазы повсеместно были окружены особым ореолом таинственности и почитания. Например, по отношению к ним никогда не употреблялось наименование "собака" ("аль кальб" в арабском мире и "ит" у тюркоязычных народов). Их называли только "аль хур" или "тази" (тазы), что значит "чистый", " благородный", они всегда высоко ценились в странах Ближнего Востока и Средней Азии. Как сообщает, один из пайгамбаров (мусульманских пророков) выступил даже со специальным разъяснением, что мусульманские запреты не распространяются на тазы. Им разрешалось жить в одном жилище с человеком, - на жен-ской половине дома или, в шатре или юрте, на специальном месте, отгороженном зана-веской, где тазы лежала на мягкой подстилке. Считалось недопустимым оставить тазы на улице или уложить на землю. В некоторых азиатских странах для тазы строили специаль-ные помосты над крышами домов, чтобы те могли отдыхать в прохладе и им не докучали бы насекомые-кровососы. Животные, добытые тазой, считались достойными для упот-ребления в пищу правоверными мусульманами, если только сами тазы не попытаются их съесть. Борзые и верховые лошади всегда пользовались в мусульманском мире особыми привилегиями: почистив, потрепав лошадь, или приласкав, погладив тазу, правоверный мусульманин после этого может сесть на молитвенный коврик или идти на молитву в ме-четь, совершив лишь те омовения, какие пожелает. При этом он не утрачивает своей те-лесной чистоты, как это бывает при соприкосновении с вещами или животными, счи-тающимися нечистыми. Тазы окружены особой заботой женщин, которые шьют им спе-циальные теплые покрывала на зиму или легкие, предохраняющие от перегрева и мух плащи на лето. Корм борзых должен быть питательным и легким, состоять главным об-разом из мяса. Для укрепления легких и улучшения скачки арабы давали тазы питатель-ную смесь из растертых в тестообразную массу фиников и верблюжьего молока. Так как считалось, салюки (тази) были даны людям Аллахом для развлечения и пользы, то они всегда занимали в арабском мире привилегированное положение - им позволялось, в чис-ле прочих благ, свободно находиться под шатром, есть ту же пищу, что и хозяин и спать в женском отделении. Хорошие тазы ценились чрезвычайно высоко, лучших щенков купить было нельзя - их дарили лишь друзьям или родственникам, но с правом получения любого подарка в ответ. В первой книге Авесты (сборника священных книг древнеиран-ской религии - зороастризма), именуемой Вендидад две главы посвящены собаке - живот-ному, особо почитаемому у зороастрийцев. Кроме наставлений по уходу и содержанию собак, в ней устанавливалось наказание за жестокое обращение с ними: "Собака - сторож и друг, данный тебе... Она не просит у тебя ни одежды, ни обуви. Она помогает тебе ло-вить добычу, она караулит твое имущество, она забавляет тебя, когда ты отдыхаешь. Горе тому, кто ее обидит или пожалеет для нее здоровой пищи. Душа такого человека по-сле смерти будет бродить вечно в уединении: даже собака не выйдет к нему навстречу". За убийство собаки, согласно Авесте, следовало наказание более тяжелое, чем за убийство человека.


Все возвращается на круги своя.
mongoldog1@mail.ru
 
монголка Дата: Воскресенье, 08.06.2008, 08:00 | Сообщение # 2
завис
Группа: Проверенные
Сообщений: 337
Статус: Offline
История породы тазы насчитывает несколько тысячелетий. Сейчас уже трудно сказать, кто был ее предком, почему именно в таком направлении шел отбор. Крайне ма-лочисленны археологические, палеонтологические и иные свидетельства. Обратимся к литературным источникам. Тазы относятся к группе пород собак называемых борзые, причем к восточным борзым. Когда и как возникла эта группа? Об этом следующая вос-точная легенда:
"Однажды царь Сулайман ибн Дауд (Соломон), согласно повелению, полученному от Бога, приказал всем животным явиться к нему, чтобы каждое из них могло высказать свои нужды и желания и выслушать мнения других о самих себе и окружающих. По зову царя собрались все животные, кроме ежа. Разгневанный неповиновением он обратился к собравшимся животным с вопросом: "Кто отправится на поиски ослушника?". Из всех выступили двое - лошадь и собака. В их глазах светилось желание и готовность исполнить волю великого царя. Лошадь сказала: "Я найду непокорного, я выгоню его из логова, но я не смогу взять его, для этого слишком велик мой рост и ноздри мои не защищены от уко-лов ежовых игл". Собака же заявила: "Мне не страшны колючие иглы, но моя морда слишком толста и я не смогу просунуть ее в логово ежа, если он скроется туда, прежде чем я схвачу его".
Выслушав все это, Сулайман заметил: "Да, вы правы. Но я не хочу безобразить лошадь, уменьшая ее рост, это было бы очень плохой наградой за ее усердие и повинове-ние. Лучше я прибавлю красоты собаке, чтобы наградить за высказанное ею рвение". Ска-зав так, царь взял морду собаки обеими руками и до тех пор гладил ее, пока она не сде-лалась совершенно тонкой и острой. Тогда все присутствующие увидели, что собака превратилась в стройную изящную борзую. Оба добровольца немедленно пустились на поиски и вскоре представили царю упрямого ежа. Царь Сулайман был очень доволен, ежа строго наказал, а к лошади и собаке выказал особую милость. Считая послушание и исполнение велений высшим достоинством всякого создания, избранник Бога сказал ло-шади и собаке: "Отныне вы будете спутниками человека и первыми после него перед ли-цом Бога".
Так гласит легенда, а что пишут по этому поводу исследователи? В ставших клас-сическими трудах Л.П. Сабанеева о борзых, вышедших в свет в 1895-1899 гг. указывает-ся, что древнейшим изображениям этих собак около 6 тысяч лет, а родиной их следует считать Северо-Восточную Африку и прежде всего Древний Египет. То есть, по мнению Л.П.Сабанеева, родоначальник современных борзых - легендарный тезем - борзая фарао-нов, отличавшаяся крупными стоячими ушами и кольцеобразно закрученным хвостом. Широкое расселение борзых на запад Л.П.Сабанеев связывает с переселением арийских племен в Европу, проходившим свыше трех тысячелетий назад, а на восток и юг - не-сколько раньше, одновременно с основанием африканских колоний финикиянами. Наме-тились такие центры их разведения, как страны Аравийского полуострова, Северной и Северо-Западной Африки. "Дальнейшее улучшение форм и увеличение быстроты борзых неразрывно связаны с совершенствованием лошади, даже обуславливались им. Предки арабов всегда были всадниками и борзая могла быть их единственной охотничьей соба-кою". В подтверждение этой мысли, можно привести легенду, рассказанную Ибн Ху-зайль аль-Андалуси в книге "Украшение всадников и девиз храбрецов" (XIV век): "Рас-сказывают, что Муслим ибн Амр отправил своего племянника в Сирию и Египет для по-купки коней. Этот человек, который был хорошим охотником, стал отговариваться тем, что ничего не понимает в лошадях. Тогда Сулайман ибн Рабиа, известный знаток коней, сказал ему: "У тебя ведь есть тази?" Тот ответил: "Да, у меня их множество". И Сулайман промолвил: "Выбирай коней по тем качествам, которые ты счел бы хорошими для поро-дистой тази". И он, послушав этого совета, привез таких лошадей, каких арабы доселе не видывали».


Все возвращается на круги своя.
mongoldog1@mail.ru
 
монголка Дата: Воскресенье, 08.06.2008, 08:01 | Сообщение # 3
завис
Группа: Проверенные
Сообщений: 337
Статус: Offline
Проникновение арабских борзых в Среднюю Азию, по Л.П.Сабанееву, определя-лось распространением там мусульманства, а дальнейшее скрещивание исходной формы с местными породами привело к возникновению привычного нам облика тазы. Прилитие кровей местных травильных пород собак привело к изменению облика, появлению у ранее гладкошерстных борзых очесов, подвесов, висячих ушей и к огрублению в це-лом. Эту точку зрения разделяли такие специалисты, как А.А.Слудский (автор главных работ, посвященных азиатским борзым тазы), Э.И.Шерешевский, А.Д.Поярков и ряд других исследователей.
Профессор С.Н.Боголюбский, крупнейший авторитет в области изучения породо-образования домашних животных, в своих оценках происхождения борзых собак был крайне осторожен и допускал возможность для евразийских борзых как самостоятельного происхождения, так и возникновение их от северо-африканских форм.
Более поздние исследователи стали считать предком современных пород борзых и самой древней из известных пород собак слюгги, появившуюся у предков арабов в VII-X тысячелетиях до н.э. Речь идет о двух разных породах борзых и двух центрах их разве-дения - происходивший, возможно, от собак-парий Малой Азии или даже из Прикаспий-ских районов тезем попал в Египет, а слюгги - в Северную Африку. В дальнейшем, начи-ная со II тысячелетия до н.э. тезем утратил свое привилегированное положение в Египте, а слюгги, вместе с римскими легионами, а позднее - с арабскими завоевателями распро-странились по всей Европе и Центральной Азии, дав миру почти все из основных, из-вестных сейчас пород борзых. Так считают В.И.Казанский, А.П.Мазовер, Н.Н.Власов с соавторами, а также некоторые западные кинологи (Ж.-Ф. Куро ; H.Glover, E. de La Morena) и др.
Таким образом, группа восточных борзых, родоначальником которой сейчас счи-тают арабских слюгги, к которой относятся и тазы, - это древнейшая из всех сохранив-шихся до наших дней групп пород собак, возраст ее насчитывает 8-10 тысяч лет.
Теперь обратимся к вопросу о происхождении непосредственно породы тазы, точнее об истории появления ее на территории Юго-Западной Азии, там, где сегодня на-ходятся государства Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Киргизстан и Таджикистан. Приручение собаки на территории СССР состоялось в эпоху палеолита (около 10 тыся-челетия до нашей эры). Все находимые остатки, приуроченные к тому времени, указы-вают на один - волкообразный тип собаки. В эпоху неолита (ок. 8-3 тыс. до н.э.) про-изошла дифференциация на не менее чем три породные группы (охотничьи, стороже-вые и, позднее - пастушьи). Среди домашних животных, встречавшихся в поселениях андроновской культуры (ок. 2 тыс. до н.э.), на пространствах от Северо-Западного Ка-захстана до Юго-Западной Сибири, находки остатков собак единичны. Люди этой культуры занимались преимущественно кочевым скотоводством, роль охотничьих живот-ных, в особенности тех, которые могли бы служить объектами охоты с борзыми, в их питании была невелика, и собак держали, по-видимому, пастушеских и караульных. Скифские племена Юго-Западной Азии охотились уже с собаками. Здесь уместно будет опять процитировать Л.П.Сабанеева: "Геродот, описывая быт народов, обитавших на юго-востоке Европы за 500 лет до Рождества Христова, говорит, что все они занимаются охотой, которая производится следующим образом: охотник, высмотрев с вершины де-рева какого-либо зверя, пускает в него дротиком, а потом, вскочив на коня, преследует раненого с помощью собак. Очевидно, это были не борзые, а ловчие собаки... Мы имеем полное основание утверждать, что в Малую Азию, Персию и Прикаспийские степи бор-зые были привезены арабами, покорившими в VII веке Персию, в VIII - Грузию и Турк-мению. Здесь арабские борзые смешались с туземными вислоухими и длинношерстны-ми горными собаками и образовали новую самостоятельную породу так называемых вос-точных борзых, характеризовавшихся короткою псовиною на теле при мохнатых висячих ушах и хвосте, обличавших их смешанное происхождение. Когда монголы в XIII столе-тии наводнили Персию и Багдадский калифат и взяли Багдад, они, конечно, не могли не оценить охотничьих достоинств и быстроту неведомых им собак, уже пользовавшихся большим почетом в магометанском мире..."


Все возвращается на круги своя.
mongoldog1@mail.ru
 
монголка Дата: Воскресенье, 08.06.2008, 08:02 | Сообщение # 4
завис
Группа: Проверенные
Сообщений: 337
Статус: Offline
Вероятнее всего, что появление тазы на территории стран Азии связано с великим переселением народов, происходившим в XIII-XIV вв. вслед за военными походами мон-голов. Обратимся теперь к другим источникам. Среди многочисленных петроглифов (на-скальных изображений) Южного Казахстана, относимых к сакскому периоду, сцены охот - едва ли не самый часто встречаемый сюжет, есть и собаки, но практически все - со стоячими ушами, длинным или обрубленным хвостом, удлиненным туловищем и срав-нительно короткими конечностями, словом - не борзые. Их ведут на поводках, напускают на подранков, они задерживают дичь, - это скорее собаки типа гончей или лайки. Мы можем очень точно представить, как они выглядели, благодаря археологическим открыти-ям и совершенству скифского звериного стиля. Изображения подобных собак, пресле-дующих зайцев, на знаменитой золотой пекторали из кургана «Толстая могила» (Днеп-ропетровская область, IY век до н.э.), показывают облик скифских охотничьих собак. Борзая, изображенная в урочище Тамгалы (Алматинская область) – со стоячими ушами и хвостом, закрученным на спину, - это тезем. Правда есть данные, что в прошлом, 2003 г. казахстанские археологи нашли петроглиф с тремя борзыми типа тазы в отрогах Джунгар-ского Алатау – будем ждать от них сообщений.
Изучая историю породы тазы, нельзя не упомянуть письменные свидетельства, от-носящиеся к XIII веку - книги путешествий. В 1245 г. по поручению папы римского Ин-нокентия IV в Центральную Монголию, в ставку хана Гуюка, выехала миссия Плано Кар-пини, имевшая, прежде всего, разведывательные и миссионерские задачи. Путешествие длилось более двух лет, маршрут его прошел через ставку хана Бату на Волге, далее - че-рез Хорезм, Семиречье и Тарбагатай в Шара-Орду. В своем описании обычаев народов, через земли которых пролегал маршрут миссии, Плано Карпини нигде не говорит об ис-пользовании на охоте борзых собак, а приводит лишь легенду о боевых собаках.
Не менее интересено и путешествие Гильома де Рубрука, состоявшееся в 1253-1255 гг., - спустя 8 лет после Плано Карпини. Высадившись со своими спутниками в городе Солдаия (Судак) на побережье "моря Понта" (Черного моря), Вильгельм де Рубрук добрался до города Увек (Укек), недалеко от современного Саратова, а оттуда, через го-рода Кенджек, в долине р. Талас, и Кайлак, располагавшийся недалеко от современного Копала - в г. Каракорум, конечную цель путешествия. Обратный маршрут проходил не-сколько севернее. Он сообщает о травильных собаках страны "Албании" (к северу от Каспийского моря), очень подробно описывает обычаи встреченных народов и, в частно-сти, охоту с ловчими птицами, нагоном, и, наконец, облавную охоту, принципы которой были подробно сформулированы еще в Ясе Чингис-хана. Борзых собак он увидел только в Каракоруме, о чем писал: "Я видел также послов одного Индийского султана, которые привели 8 леопардов и 10 борзых собак, наученных сидеть на заду лошади, как сидят лео-парды..." (речь здесь скорее идет о гепардах).
Наиболее известны и легендарны путешествия венецианской семьи Поло, опи-санные в "Книге Марко Поло о разнообразии мира...". Первое путешествие братьев Поло проходило с 1253 (54) по 1269 гг. Выехав из Венеции, они в 1260 г. посетили Константи-нополь, затем - Солдадию (Судак), далее - к Средней Волге (Берке и Увек), через плато Устюрт к Ургенчу, оттуда - к долине Зеравшана, до Бухары, через Самарканд, Отрар, по долине р. Или, по предгорьям Восточного Тянь-Шаня на оазис Шачжоу и далее - в г. Хан-балык (Пекин), ставку Великого хана. Второе их путешествие проходило с 1271 по 1295 гг. по иному маршруту: из Палестины - в Армению, оттуда - на юг, через Багдад и Басру в Ормуз, далее - в Балх, затем, через Кашгар в Шачжоу и Ханбалык и, после нескольких лет жизни при ставке хана и путешествий по Китаю, - возвращение морским путем в Басру и Венецию. Марко Поло описывает различные охотничьи обычаи встреченных на-родов, преимущественно это нагонная охота, а также с ловчими птицами. Последняя бы-ла распространена преимущественно среди знатных людей. В ставке Великого хана (Ху-билая) уже используются в качестве дополнения к загонной охоте, описанной предшест-венниками Марко Поло, ловчие звери и собаки. В одном из 80-ти списков "Книги Марко Поло" говорится, что эти собаки были трех родов: гончие, борзые и меделянские (тра-вильные). Далее Марко Поло пишет: "Когда великий хан едет на охоту, по одну его сто-рону едет один брат (смотритель собак) со своими десятью тысячами ловчих и пятью ты-сячами собак, а по другую - другой со своими десятью тысячами и со своими собаками... Любо посмотреть и на охоту, и на собак, и на охотников, заглядишься, скажу вам, на великого хана, когда он и князья кругом его скачут с кречетами по равнине, а собаки, смотришь, гонят с той и с другой стороны медведей, оленей и всяких зверей... Кругом тех мест, где живет великий хан, на двадцать дней пути, никто, ни один купец, ни один ре-месленник, ни один крестьянин не смеет держать соколов, или ловчих птиц, или охот-ничьих собак. А в других областях и землях могут держать собак и ловчих птиц, а коль пожелают, так и охотиться." Кроме этого, разнообразных собак, как крупных травильных, так и добычливых охотничьих видел Марко Поло в Юго-Восточном Тибете.


Все возвращается на круги своя.
mongoldog1@mail.ru
 
монголка Дата: Воскресенье, 08.06.2008, 08:04 | Сообщение # 5
завис
Группа: Проверенные
Сообщений: 337
Статус: Offline
Следовательно, еще до XIII века на территории большей части Юго-Западной, Центральной и Восточной Азии борзых не было, об этом неумолимо свидетельствуют приведенные источники. Появившись в древности на территории Бактрии, Согдианы, а позднее – Индии и Хорезмского ханства, восточные борзые в средние века стали быстро распространяться по всей Азии, различными путями попали в Европу и параллельно - в Северную Африку.
Салюки, слюги, азавак, шиллуки, тазы туркменские и казахские, тайган, бакхмуль, калах, крымские и горские борзые, молдавские волошки, мадьяр-агар и др. - все это вет-ви одной породы, точнее - породной группы, измененные в соответствии со вкусами и ус-ловиями существования народов, их разводивших. Общими признаками всех этих пород, называемых борзыми восточной группы, являются: относительно длинные, висячие, ча-ще - "в бурках", реже - гладкие уши, сравнительно прямые спина и поясница и, как пра-вило, короткая, плотно прилегающая шерсть.
На территории современного Казахстана тазы приобрели свою вторую родину, великолепно вписавшись как в кочевой образ жизни местного населения, так и в природ-ные условия края. И здесь уже новые легенды стали спутниками этой породы. "Далеко за горизонтом, в обители Солнца, куда каждый вечер за теплом и светом уходят многочис-ленные стада газелей и сайгаков, там, где никогда не бывает зимы, а птицы постоянно поют свои песни, выводит свое потомство Гепард и самым лучшим и сильным рождается в его помете тазы, зовут которого Коблан (гепард). А после освящения прикосновением Всевышнего Тазы уходит к людям, силой, красотой и грацией своей радуя мир". В глубо-кой норе утка Атайка выводит своих птенцов. Из одного из яиц этой утки рождается и щенок тазы, скорость полета и выносливость которому передает мать-утка. Всемогущий Аллах, дотронувшись до таких щенков, метит их белым пятном: которого на груди, како-го на шее, а другого - на лапах и велит: не гони, не обидь, накорми. А зовут их тогда: Учар, Жетер, Атай (Летящий, Бегущий, Огарь).
Легенды легендами, но гораздо более точными являются письменные свидетель-ства. Снова вернемся к Л.П.Сабанееву: "Когда монголы в XIII столетии наводнили Пер-сию и Багдадский калифат и взяли Багдад, они, конечно, не могли не оценить охотничь-их достоинств и быстроту неведомых им собак, уже пользовавшихся большим почетом в магометанском мире. Эти борзые были особенно пригодны им для охоты в степях, где они добывали им массу зверей - зайцев, сайг и антилоп, вполне гармонируя с облавным, массовым способом охоты, присущим монголо-татарским племенам." Транзитом переме-щенные в Юго-Восточную Русь тазы, во времена Иоанна Грозного, дали начало выведе-нию новой породы борзых - русской псовой.
Академик П.С.Паллас, предпринял свои путешествия по Азии в первой половине XVIII века. О виденных им в Яицком городке калмыках, он сообщает: "Также держат они дворовых собак, которые телом тонки, шерстью гладки, но уши, ляшки и хвост у них хохлаты и к охоте нарочито способны".
Известный русский охотник позапрошлого века П.М.Мачеварианов так пишет о восточных борзых прошлого века (называя их крымками): "Некоторые охотники велича-ют крымками широколобых и толстопятых калмыцких и киргизских собак, потому только, что у них висят толстые уши в мордовский блин. Были отличные крымки у князя Тюменя в Астраханской губернии и у киргизского хана Джангера Букеева; но теперь их нет. У рядовых же калмыков и киргизов, кочующих в степях астраханских, саратов-ских, самарских и оренбургских, почти все вислоушки - выборзки". Вот как описывает П.А.Варенцов (1897) охоту "киргизов" (казахов) Закаспийской области: "Многие кирги-зы, кочующие в Мангышлакском и Красноводском уездах Закаспийской области, зани-маются охотой с такою же любовью, как это делают туркмены и курды, но... предпочита-ют и очень любят охоту с борзыми собаками и ловчею птицей. На такого рода охоте кир-гиз не чувствует физического утомления, так как ему не приходится ходить пешком, си-деть же на лошади и проскакать несколько десятков верст, гоняясь за дичью ровно ничего не значит, - такая охота киргизу, как истому джигиту, доставляет истинное наслажде-ние. Киргизы с борзыми собаками охотятся преимущественно на лис, корсаков, волков и сайгаков; эта последняя охота - самая любимая и выгодная... Хорошие борзые собаки в страшной цене у киргизов и нередко продаются за очень крупные суммы. Вообще мож-но почти безошибочно сказать, что лошадь и борзая собака для киргиза составляют все; мне кажется, что об этих животных он больше заботится, нежели о своей собственной семье... У более богатых туркмен (Мервский уезд) встречаются для охоты также борзые собаки, которыми они очень дорожат и ухаживают за ними не менее киргизов. По заве-денному обычаю, собаки, в свободное от охоты время, так же как и лошади туркмен, по-крываются войлочными белыми попонами, которые их предохраняют летом - от паля-щих лучей, а зимою - от холода".


Все возвращается на круги своя.
mongoldog1@mail.ru
 
монголка Дата: Воскресенье, 08.06.2008, 08:05 | Сообщение # 6
завис
Группа: Проверенные
Сообщений: 337
Статус: Offline
Ю.А.Смирнов (1965) так пишет об охотах в Казахстане в конце позапрошлого, на-чале прошлого века: "Бедняки занимались охотой, главным образом для добывания про-питания своему семейству, а богачи любили охоту, как одно из немногих развлечений и удовольствий в степной жизни... охотник-бедняк охотился преимущественно на дичь съе-добную, добывал и убивал хищников только случайно и производил охоту или ловуш-ками или с ружьем... Богатый же охотник охотился, главным образом, с ловчей птицей или с тазы и предметом охоты у него зимой преимущественно бывали хищные звери: волк, лисица".
В южных степях и пустынях охота с тазой оставалась долгое время доступной лишь сравнительно узкому кругу достаточно состоятельных охотников, имеющих сред-ства приобрести такую собаку. Впрочем, это положение долгое время существовало во всех регионах распространения как восточных, так и европейских борзых (и во многих странах остается и по сей день) - особое отношение к борзым, как в плане привилегий для них, так и в их стоимости. Это едва ли не самые дорогие из всех пород собак мира, а, на-пример, в средневековой Англии простолюдину под страхом смертной казни запрещалось иметь борзую. А.А.Слудский (1939) описывает случай, произошедший до революции, когда "за одну тазу с верховьев реки Каратала (Семиречье) отдавали девушку, отказыва-ясь от калыма в 47 лошадей". Нам рассказывали, что на ярмарке Коянды-Базар у одно-го заезжего купца из Персии была куплена охромевшая тазы за 9 верблюдов. Впо-следствии этот кобель прославился, как неутомимый охотник, не страшившийся всту-пать в схватки с волками. Отголоски о нем или его потомках были использованы в свое время писателем М.А.Ауэзовым в рассказе "Серый-лютый". Ирония судьбы - у сего-дняшних "новых..." и просто горожан, тазы считается чем-то не заслуживающим внима-ния, собакой "не престижной", не пригодной для содержания. Порода тазы, в свое время ставшая гордостью народа, прошедшая вместе с ним долгий, многотрудный и многове-ковой путь, сегодня слишком многими представителями своего же народа просто отвер-гается, отбрасывается как нечто, не заслуживающее внимания. Грустное зрелище наплева-тельского отношения к реликвиям, доставшимся от предков, не менее грустное и оттого, что в таком же положении изгоя оказалась и другая порода собак - казахский тюбет - прославленный защитник от волков и разбойников.


Все возвращается на круги своя.
mongoldog1@mail.ru
 
монголка Дата: Воскресенье, 08.06.2008, 08:07 | Сообщение # 7
завис
Группа: Проверенные
Сообщений: 337
Статус: Offline
Часть вторая:

"Люди забыли эту истину..., но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех, кого приручил." Антуан де Сент- Экзюпери, "Маленький принц"

Серьезной, официально всерьез и грамотно поставленной работы с породой тазы не было (если сравнивать с другими породами собак в других странах). Так, например, на Первой Джетысуйской выставке собак в городе Алма-Ате, состоявшейся в 1927 году, не было ни одной тазы, а из борзых были выставлены только русские псовые, на Четвертой выставке собак т-ва "Московский охотник", состоявшейся 25-28 декабря 1927 года была выставлена только одна тазы туркменского типа, привезенная из Тедженского оазиса. На Первой Всесоюзной выставке собак, состоявшейся в Москве 18-21 мая 1928 года не было ни одной тазы. Лишь в конце 30-х гг. Каззаготпушнина провела ряд выводок тазы по Казахстану, но работа эта не получила достойного продолжения. Первое "официальное" представление породы тазы кинологической общественности состоялось в 1958 г. на 1 Всесоюзной выставке служебных и охотничьих собак в г. Москве, где было показано 12 тазы казахского и 2 - туркменского типов (Казанский, 1962). В следующем, 1959 г., на первой Казахстанской Республиканской выставке собак, были показаны 9 тазы казах-ского типа. В этом же году был утвержден Всесоюзный стандарт "Описание признаков среднеазиатской борзой - тазы" (Казанский, 1962; 1964), остававшийся в течение долго-го времени без изменений и перекочевавший лишь с небольшими поправками в книгу А.П.Мазовера "Охотничьи собаки" (1985) и в сборник "Стандарты пород борзых" (1994). В этих стандартах даны описания двух типов тазы - казахский и туркменский, причем для последнего они занимают лишь несколько строк в примечании. В 1995 г. Рос-сийская Федерация Охотничьего Собаководства, с подачи Кинологической Федерации Республики Узбекистан, утвердила новую редакцию стандарта тазы, названную «Узбек-ско-казахскими тазы», по которому работают и большинство кинологических клубов Ка-захстана. С 2000 г. Кинологическим Советом Казохотрыболовсоюза была утверждена но-вая редакция стандарта тазы, учитывающего современное состояние породы. По этому стандарту работают клубы системы Казохотрыболовсоюза.
В это же время, по данным А.А.Слудского, в Казахстане насчитывалось около 7000 тазы, и еще около 3000 – на территории Туркменистана, Узбекистана, Киргизстана и Тад-жикистана вместе взятых.
Доля беспородных собак из этого числа составила около 30%, за исключением ЮКО (8,3%). Кроме этого, тазы, похожие на казахских, встречаются у охотников Синь-цзянской провинции (Западный Китай), в Узбекской ССР, Туркменской ССР, Афганиста-не, Иране, и в ряде республик Кавказа, а также в граничащих с Казахстаном областях РСФСР (Слудский, 1939).
Война и послевоенные годы ударили также и по охотникам – промысловикам Ка-захстана. Их число значительно уменьшилось. В итоге «в последние годы в связи с быст-рым освоением глубинных районов и сокращением численности охотников – промысло-виков количество чистокровных тазы начало быстро падать, и, если не будут приняты специальные меры, собаки этой ценной породы могут исчезнуть совершенно. В глубин-ных районах, где раньше сохранялись в основном тазы, появилось много беспородных со-бак, которые, свободно скрещиваясь с тазы, быстро ведут к ее вырождению и поглоще-нию. Сохранением и селекцией тазы занимаются лишь единичные охотники – любители, число которых сокращается, а замены им нет» (Слудский, 1965).


Все возвращается на круги своя.
mongoldog1@mail.ru
 
монголка Дата: Воскресенье, 08.06.2008, 08:08 | Сообщение # 8
завис
Группа: Проверенные
Сообщений: 337
Статус: Offline
В Казахстане долгое время с охотничьими породами собак занимались исключи-тельно Казахское Добровольное Общество Охотников и Рыболовов (позднее переимено-ванного в Казохотрыболовсоюз). Ежегодные учеты численности тазы и других пород со-бак, проводимые в этой организации, позволяют оценить динамику численности тазы в Казахстане
Численность в районах аборигенного распространения стремительно сокращается: лишь единичные экземпляры уцелели в Таджикистане и СУАР Китая, 80-100 особей на-считывалось в Туркменистане в начале 80-х гг. (Рустамов, Атамурадов,1986), и только 10-20 тазы осталось к 1995 г. (по сообщению Начальника Туркменского кинологиче-ского клуба "Туркмен-ити" Болкуновой Ф.И.). В Кыргызстане сохранилось 50-100 собак, соответствующих стандарту тазы. В Узбекистане, на учете Узбекохотрыболовсою-за в начале 80-х гг. состояло 40 тазы (Марканов, 1984; 1993), преимущественно в Бухар-ской области. В Каракалпакстане они уже давно не встречаются. По сообщению же Пре-зидента Кинологической Федерации Узбекистана С.Г.Азадова в Узбекистане в начале 90-х гг. насчитывалось около 200-300 тазы, большей частью в районах, граничащих с Шым-кентской областью Казахстана. К 1999 г. на учете в Кинологической Федерации Узбеки-стана практически не осталось кобелей этой породы, из-за чего одна из сук была направ-лена на вязку в секцию тазы г. Алматы (Казахстан).
Несколько лучшая ситуация сложилась в Казахстане, где к концу 80-х гг. было 1200-1500 породных тазы, но уже к 1995 г. их осталось 800-1000 экземпляров, а в на-стоящее время – еще меньше. При этом породность подавляющего большинства из этих собак крайне низкая. На учете же состоит и кинологической работой охвачено не более 10% от этого количества. Для сравнения: по данным А.А.Слудского (1939) в конце 30-х гг. в Казахстане только на учете в организациях "Каззаготпушнины" состояло более 4000 та-зы, а в 60-е гг., по сообщению кинолога, эксперта Республиканской категории Б.С.Поле (Алма-Ата) в одной лишь Алма-Атинской области насчитывалось около 2000 тазы. Большая часть из этих собак ни на каком учете не состояла.
В 1987 г. из 89 тазы, состоявших на учете в Казохотрыболовсоюзе, имели родо-словные 15 (16,9%), в 1988 г. из 134 тазы имели родословные 36 (26,9%), В 1989 г. из 165 тазы родословные имели 73 (44,2%). Позднее такой статистики не вели. Интересно сравнить распределение охотничьих собак в Казахстане по породам (по материалам того же Казохотсоюза, так как другие организации, занимающиеся в настоящее время кинологической работой, подоб-ной статистики не ведут). В таблице 2 показано количество и доли собак различных охот-ничьих пород по Казахстану. Их общее число (2 - 3 тысячи в год), не говоря уже непо-средственно про тазы, уступает количеству тазы, состоявших на учете в Каззаготпушни-не в 1938 г. (Слудский, 1939). Охотники и любители тазы просто перестали регистриро-вать своих собак в кинологических клубах, разведение их стало стихийным и в итоге мы имеем то, что имеем. Тазы у себя на родине становятся все большей редкостью.


Все возвращается на круги своя.
mongoldog1@mail.ru
 
монголка Дата: Воскресенье, 08.06.2008, 08:09 | Сообщение # 9
завис
Группа: Проверенные
Сообщений: 337
Статус: Offline
Азиатские борзые тазы – когда-то были одной из самых популярных пород собак на Востоке. С этой породой связаны многие легенды, ее воспевали в стихах и считали одним из семи богатств, обязательных для благополучия дома. То что происходит с тазы на ее родине сегодня, как и с другой породой, - среднеазиатской овчаркой - это агония и забвение, за которыми неизбежно следует вымирание. А ведь исчезновение любой из этих или других пород домашних животных это не только оскудение генофонда планеты и потеря элемента ее биоразнообразия, но и утрата одной из составляющих национально-го достояния Казахстана, ибо каждая из них - своеобразный живой памятник культуры и цивилизации народа, ее создавшего и сохранившего до настоящего времени. Памят-ник, древность которого измеряется тысячелетиями.
В отличие от диких животных, для сохранения которых требуется, как правило, лишь «политика невмешательства», породы домашних животных были созданы чело-веком и могут существовать только при непосредственном его участии. Пастушеские собаки и борзые тазы веками переживали вместе с людьми джуты и засухи, нашествия волков и разбойников, успешно справлялись с защитой хозяйского скота и жилища (вол-кодавы) и добыванием дичи (тазы), они помогали бескорыстно, зачастую рискуя собст-венной жизнью (и теряя ее). Они прошли и испытания, посланные нам последним сто-летием - потрясения революции, голод 30-х годов, лихую военную пору, но сейчас, по-дойдя к периоду демократизации, суверенитета и восстановления утраченных историче-ских ценностей, они оказались фактически преданными, брошенными на произвол судь-бы, теми, для кого жили.
Работа с породами домашних животных, в том числе и собак, требует вдумчивого, грамотного подхода. На практике преобладают потребительские, "экстенсивные" методы: "мне нет дела до так называемого "состояния породы", главное, чтобы мои собаки были лучшими на охоте (побеждали бы на всех выставках)"... И невдомек таким людям, зачас-тую действительно хорошо знающим где, в какой стране, питомнике, у какого заводчика и за сколько они могут приобрести соответствующего уровня собак, что этот путь хо-рош для благополучных, так называемых "заводских" пород, сравнительно однородных по экстерьерным и пользовательным качествам и не может привести к успеху там, где порода заброшена, разнолика и с каждым годом становится все малочисленнее, неумо-лимо приближаясь к рубежу, за которым следует ВЫМИРАНИЕ. И здесь уже без специ-альных восстановительных мер, без улучшения среднего уровня породы, без правиль-ной племенной работы не обойтись. Подъем качества "серой массы" повлечет за собой и усиление "элиты", что, в любом случае, выгодно всем. Просто путь "интенсификации" работы с породой внешне невыгоден, долог и труден, гораздо проще тешить себя иллю-зиями типа "вот поеду в отдаленный район, привезу оттуда такую тазу, что все ахнут". Напоминает детскую сказку про трех поросят, мол - зачем сейчас трудиться, в расчете на отдаленное будущее, когда и так неплохо. Мораль той сказки - бездельник и "полу-мерщик" погибли оба. Полумерами здесь уже не отделаться, ведь всего на памяти одного поколения людей тазы изменились сильно и практически повсеместно, причем далеко не в лучшую сторону, а от многотысячного когда-то поголовья остались несколько сотен по-лузаброшенных, в значительной степени мешанных собак.


Все возвращается на круги своя.
mongoldog1@mail.ru
 
монголка Дата: Воскресенье, 08.06.2008, 08:10 | Сообщение # 10
завис
Группа: Проверенные
Сообщений: 337
Статус: Offline
Ухудшающиеся экономические условия, утрата национальных традиций использо-вания, содержания и разведения, интенсивная метизация, уничтожение в ходе антираби-ческих мероприятий, крайне слабая племенная работа и мизерная роль питомников ставят под угрозу существование аборигенных пород собак в Юго-Западной Азии. Их современ-ное состояние на родине таково, что впору заносить эти породы в Красную книгу Казах-стана. Некоторый оптимизм вызывает работа с ними в других регионах. Так, на племен-ном учете в России, на Украине, в странах Балтии, Германии, Дании состоит около 200 тазы (больше, чем в Казахстане, Узбекистане, Туркменистане и Киргизстане вместе взятых). Численность среднеазиатской овчарки вне районов аборигенного распростране-ния составляет несколько тысяч экземпляров. Это напоминает ситуацию с Китаем - благо-даря англичанам, успевшим вывезти и спасти китайских собак, его жителям есть где их посмотреть. Узбекистану и Таджикистану, например, повезло меньше: 3 местные по-роды охотничьих собак уже вымерли. Какой путь выберет Казахстан зависит от нас самих.
Сохранение вымирающих азиатских пород собак - борзых-тазы, тайганов и азиат-ского волкодава, имеет большое значение не только как спасение составных элементов генетического фонда и биоразнообразия планеты, но и для заполнения возникшего вакуу-ма в исторически сложившихся хозяйственных отношениях и организации досуга наро-дов Юго-Западной Азии. Такая программа невозможна без квалифицированной племен-ной работы на базе достаточно мощных питомников, без государственного и обществен-ного интересов к возрождению этих пород, иначе их судьба на их же родине будет пла-чевна. Наши статьи и выступления в защиту тазы и казахских пастушеских собак – то-бетов могут оказаться реквиемом для них.


Все возвращается на круги своя.
mongoldog1@mail.ru
 
yanafed81 Дата: Понедельник, 15.09.2008, 14:40 | Сообщение # 11
прописался
Группа: Проверенные
Сообщений: 642
Статус: Offline
фото с выставки г.усть-Каменогорска


 
yanafed81 Дата: Понедельник, 15.09.2008, 14:40 | Сообщение # 12
прописался
Группа: Проверенные
Сообщений: 642
Статус: Offline
 
shangri Дата: Пятница, 19.09.2008, 14:20 | Сообщение # 13
прописался
Группа: Проверенные
Сообщений: 513
Статус: Offline
yanafed81 сапсибо Вам огромное!!!
В очередной раз убеждаюсь, создание НКП благотворно повлияло на развитие породы в Казахстане.
Собак стали показывать и развилась грамотная конкуренция.


may be yes, may be not а мне все пох*й, я енот;
в моем мире живут только пони! они питаются радугой и какают бабочками!
----------------------------
"Kazakhstan Safary" - питомник FCI (Казахские Тазы, Афган, норные)
 
Рыжая Дата: Пятница, 19.09.2008, 15:25 | Сообщение # 14
STAR
Группа: Администраторы
Сообщений: 11521
Статус: Offline
Quote (shangri)
Собак стали показывать и развилась грамотная конкуренция.

что то я твоего Калифа здесь не наблюдаю biggrin мож хватит жадничать и пора показывать своих красотунов biggrin


собаки те же люди, только лучше
 
yanafed81 Дата: Пятница, 19.09.2008, 23:52 | Сообщение # 15
прописался
Группа: Проверенные
Сообщений: 642
Статус: Offline
shangri, пожалуйста! biggrin красивых собак должны видеть все! tongue
 
Гапатушка Дата: Воскресенье, 21.09.2008, 15:48 | Сообщение # 16
притормозил
Группа: Проверенные
Сообщений: 99
Статус: Offline

Марта-Хабиба 1993год место рождения Алма-Ата


Питомник "Кронверский" тазы, хортая борзая, такса ж/ш, все лайки.

Сообщение отредактировал Гапатушка - Воскресенье, 21.09.2008, 15:50
 
Гапатушка Дата: Воскресенье, 21.09.2008, 15:54 | Сообщение # 17
притормозил
Группа: Проверенные
Сообщений: 99
Статус: Offline

Рождение Алма-Ата 1991года


Питомник "Кронверский" тазы, хортая борзая, такса ж/ш, все лайки.

Сообщение отредактировал Гапатушка - Воскресенье, 21.09.2008, 16:00
 
Гапатушка Дата: Воскресенье, 21.09.2008, 15:55 | Сообщение # 18
притормозил
Группа: Проверенные
Сообщений: 99
Статус: Offline

Рождение Алма-Ата 1991года


Питомник "Кронверский" тазы, хортая борзая, такса ж/ш, все лайки.

Сообщение отредактировал Гапатушка - Воскресенье, 21.09.2008, 16:01
 
Гапатушка Дата: Воскресенье, 21.09.2008, 16:45 | Сообщение # 19
притормозил
Группа: Проверенные
Сообщений: 99
Статус: Offline

Вот такая гравюра.


Питомник "Кронверский" тазы, хортая борзая, такса ж/ш, все лайки.
 
shangri Дата: Понедельник, 27.10.2008, 18:50 | Сообщение # 20
прописался
Группа: Проверенные
Сообщений: 513
Статус: Offline
Внимание!
В рамках Ноябрьского чемпионата планируется проведение Национальной монопородной выставки Казахская Тазы!
Приглашаются все желающие!
Приезжим поможем с размещением!
Запись на выставку бесплатно!!!!!
Исключение для бесплатной регистрации составляют лишь владельцы не являющиеся членами Союза Кинологов Казахстана.


may be yes, may be not а мне все пох*й, я енот;
в моем мире живут только пони! они питаются радугой и какают бабочками!
----------------------------
"Kazakhstan Safary" - питомник FCI (Казахские Тазы, Афган, норные)
 
Главная форума » ЖИВОТНЫЕ » СОБАКИ » ТАЗЫ (Казахская древняя борзая)
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:


 ФОРУМ - СОБАКИ И КОШКИ ЛОШАДИ, ГРЫЗУНЫ, ПТИЦЫ - Санкт-Петербург Форум животных Казахстан Copyright MyCorp © 2024